Приобретая страховой полис, мы всегда надеемся, что с нашей квартирой ничего не случится, но в тоже время, рассчитываем получить, причитающееся возмещение. Как быть, если страховой случай все-таки наступил?
Если верить статистике, пожары в Москве случаются каждые 30 минут, 70% из них происходит в жилых домах. И это только пожары. Кроме них причиной серьезных материальных потерь могут стать кражи, небрежность соседей, несчастные случаи, чрезвычайные происшествия. Как известно, все, что может случиться – случается неожиданно. Если Ваше имущество застраховано – главное не растеряться и следовать нашей инструкции.
Если виноват случай
Если Ваше имущество повреждено или полностью уничтожено в результате чрезвычайного происшествия или действий третьих лиц – главное, как в любой экстренной ситуации, не впадать в панику. Как только Вы обнаружили, что с Вашей квартирой случилось нечто непредвиденное – ничего не трогайте. В зависимости от характера события, вызвавшего причинение ущерба застрахованному имуществу, немедленно обратитесь в организации, уполномоченные проводить расследования таких событий, а именно:
- в органы внутренних дел – в случае противоправных действий третьих лиц;
- в органы гидрометеослужбы, МЧС, а при их отсутствии в исполнительные органы местной администрации – в случае стихийного бедствия;
- в органы Государственного пожарного надзора – в случае пожара;
- в соответствующие органы аварийной службы – в случае взрыва газа;
- в соответствующие жилищно-эксплуатационные организации – в случае аварии в системах водоснабжения, отопления, канализации (при их наличии);
- в органы ГИБДД - в случае наезда транспортных средств.
Гарантия быстрого и максимально полного возмещения ущерба по страховому полису – максимальное количество документально подтвержденной информации. Постарайтесь найти свидетелей происшествия (вероятнее всего это будут Ваши соседи) записать их показания. Узнайте их адрес и контактный телефон. Чем большее количество людей смогут подтвердить, что же именно произошло – тем проще страховой компании принять решение о выплате страховой суммы. В спорных ситуациях Вам могут помочь любые фото и видеозаписи, сделанные до приезда экспертов, пусть даже на мобильный телефон.
После осмотра места происшествия экспертами, не забудьте взять результаты экспертизы и перечень поврежденного или утраченного имущества, а также акт, подтверждающий, что ущерб Вам действительно причинен.
Сообщить о случившемся в страховую компанию можно по телефону в течение суток после того, как Вы узнали о происшествии. Но чем быстрее Вы это сделаете – тем лучше. При этом не важно, когда в действительности произошла, например, кража. Если Вы были в отпуске или в длительной командировке и узнали об этом по приезде, у Вас все еще есть сутки для звонка страховщику. Аналогично, не стоит переживать, если арендатор сообщил о причиненном Вашей квартире ущербе позже, чем это случилось. У Вас есть все те же 24 часа. После осмотра места происшествия представителем страховой компании, у Вас есть в среднем от 3 до 5 дней на подачу письменного заявления на возмещение ущерба.
Для возмещения ущерба страховой компанией, кроме письменного заявления, от Вас потребуются документы, подтверждающие Вашу личность, Ваши права на недвижимое имущество (свидетельство о праве собственности на квартиру, если вы являетесь собственником либо выписку из домовой книги или копию лицевого счёта, если квартира находится в муниципальной собственности), заключения компетентных органов. Любая страховая компания может запросить и дополнительные документы, в зависимости от конкретных обстоятельств и вида страхования. Например, если пострадал загородный дом, потребуются документы, подтверждающие собственность на землю.
Если виноваты Вы
Бывает и так, что вред чужому имуществу или здоровью причинен по Вашей вине. Если, вернувшись домой, Вы обнаружили, что поставленный совсем недавно новый полотенцесушитель прорвало, и Вы как минимум затопили соседей снизу – первое, что надо попытаться сделать – уменьшить ущерб. Заткнуть течь подручными средствами, вызвать специалиста из ЖЭК, перекрыть краны. Если Вам предъявят требования по возмещению ущерба, нужно, не откладывая на завтра, сообщить о случившемся в Вашу страховую компанию и компетентные органы (ЖЭК, аварийную или пожарную службу). Как и в предыдущем варианте, письменное заявление страховщику нужно предоставить в течение 3-5 дней. Постарайтесь, чтобы соседи, которые пострадали из-за Вас, не обращались в суд до рассмотрения их требований Страховой компанией. Если это все же произошло, сообщите об этом Вашей страховой компании и обеспечьте возможность участия в судебном процессе на стороне ответчика. Помните, что Вы не должны признавать без согласия страховой компании требования, связанные со страховым случаем, принимать на себя какие-либо обязательства по урегулированию таких требований, а также возмещать убытки.
Попросите у потерпевшей стороны составить требования о возмещении ущерба в письменном виде. На протяжении расследования страхового случая Ваша страховая компания может просить Вас направлять потерпевшему письменные запросы о предоставлении необходимых документов.
Примерный список документов, необходимых для получения страхового возмещения:
- страховой полис;
- документы, подтверждающие Вашу личность (гражданский паспорт, удостоверение личности для военнослужащих);
- документы, устанавливающие наличие и форму Вашей вины в причинении вреда и причинную связь между Вашими действиями и причиненным вредом (все имеющиеся у Вас документы, полученные в компетентных органах и организациях, акты судебных органов (при рассмотрении дела в суде), копия постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела по факту причинения вреда (в случае, если в расследовании фактов причинения вреда принимали участие органы МВД, прокуратуры и других правоохранительных органов);
- документы, подтверждающие размеры сумм, подлежащих возмещению потерпевшим лицам, и расходы на ведение дел в суде;
- заявление на возмещение ущерба.
Если при эксплуатации имущества причинен вред здоровью или (не дай Бог!) жизни третьих лиц, могут потребоваться следующие документы:
- документы из лечебного учреждения, подписанные главным врачом, или заключение бюро медико-социальной экспертизы, устанавливающие степень утраты трудоспособности потерпевшим лицом (в случае причинения вреда здоровью физического лица);
- свидетельство о смерти (в случае смерти потерпевшего);
- справка об утрате заработка (дохода) и дополнительных расходах потерпевшего лица в связи с повреждением здоровья;
- справка о составе семьи и заработке (доходе) потерпевшего в случае его смерти;
- документы, подтверждающие права лица, предъявившего требование о возмещении вреда, на возмещение вреда (в случае смерти потерпевшего)
В этом случае, как и в случае причинения вреда Вашему имуществу, не помешают свидетельские показания, фото и видео материалы, любые дополнительные документы, которые помогут страховой компании быстрее разобраться во всех тонкостях происшествия.
Если страховой случай наступил, единственное, что может принести хоть какое-то облегчение – сроки выплаты компенсации. После предоставления всех необходимых документов, ущерб будет возмещен в течение 5-15 дней. Надо признать, что это гораздо более оперативно, чем выплаты по КАСКО или ОСАГО. Если Вам необоснованно отказали в выплате, или сумма компенсации серьезно расходится с обещаниями, указанными в полисе, можно направить досудебную претензию в компанию и федеральную службу страхового надзора (ФСНН). Следующим шагом может быть исковое заявление в суд.
Что бы ни случилось, самое главное представить страховой компании наиболее полную картину происшествия. Вовремя собранные документы, своевременное обращение за помощью и вызов представителя страховщика, любая дополнительная информация и соблюдение всех остальных правил, указанных на Вашем полисе – все это поможет Вам компенсировать пусть не моральный, но хотя бы материальный ущерб.