Интервью с директором Управления "Росгосстраха" по Костромской области Денисом Борисовичем ЛЕБЕДЕВЫМ о том, как "работает" закон об ОСАГО, изменил ли он за 3 года страховой рынок.
По словам Дениса Лебедева, полисы ОСАГО приобрели свыше 90% автовладельцев. Закон об ОСАГО существенно повысил уровень страховой культуры общества. Люди научились воспринимать страхование как цивилизованный инструмент разрешения конфликтов на дороге и урегулирования ущерба после ДТП. Отчасти благодаря закону создана необходимая инфраструктура - продающая и урегулирующая сеть, что дает возможность для внедрения любых страховых продуктов.
Компании "Росгосстрах" сталкиваться с конкуренцией на страховом рынке ОСАГО приходилось и не раз. Конкуренция выражается не в привлечении клиентов путем повышения качества их обслуживания, а в перекупке друг у друга агентов, имеющих клиентскую базу. И в первую очередь объектом таких нападок стал Росгосстрах, как лидер рынка ОСАГО и компания с самой большой агентской сетью. Росгосстрах всегда был кузницей хороших кадров для страхового рынка.
Д.Лебедев считает, что недобросовестную конкуренцию нужно пресекать на корню. Должны жестче действовать ФССН, ФАС и Российский союз автомобилистов - благо законодательная база это позволяет. Например, на Западе человек начинает страховать "автогражданку" в одной компании, накапливает страховую историю, получает скидки за безубыточность, но как только он переходит в другую компанию, он вновь начинает страховую историю с нуля - с самого высокого балла. Такой подход не только помог бы значительно снизить уровень недобросовестной конкуренции на рынке, но и дал бы возможность откорректировать тарифы, что позволило бы сдержать рост убыточности.
В законе была заложена убыточность ОСАГО в размере 77%, и сейчас она находится в районе запланированной. В прошлом году в целом по стране было урегулировано около 1 млн 200 тыс. страховых случаев. Общий объем выплат составил свыше 26 млрд рублей. Но если учитывать уровень аварийности в России, качество дорог, возраст российского автопарка и стиль вождения российских водителей, можно прогнозировать, что в дальнейшем количество страховых случаев будет только расти, а значит, будет расти и убыточность. Изначально, в целях защиты свободной конкуренции, допуск на рынок ОСАГО был практически свободным. В результате за три года несколько компаний ушли с рынка. Набрав полный портфель ОСАГО, они не смогли справиться с прогрессирующим ростом убыточности и в результате не выполнили свои обязательства перед клиентами. Мировая практика показывает, что будущее на рынке ОСАГО за крупными универсальными страховщиками с развитой филиальной сетью, для которых ОСАГО будет не слишком сильной нагрузкой. И тенденция на российском рынке ОСАГО сегодня это подтверждает. Все больше россиян предпочитают заключать договоры ОСАГО в Росгосстрахе. В среднем по стране уже около 40% автовладельцев получили полисы "автогражданки" в этой компании. В Костромской области "под крылом сильной компании" находится почти 60% граждан, имеющих полисы ОСАГО. Лидерство Росгосстраха по ОСАГО безусловное. Большинство костромичей и жителей Костромской области приобретают полисы ОСАГО от компании Росгосстрах. За три года действия закона "автогражданки" было заключено 233230 договоров ОСАГО на сумму 248647 рублей, произведено 5825 выплат на сумму 109436 рублей. С начала 2006 года уже заключено более 73 тысяч договоров "автогражданки".
На территории Костромской области работает филиал ООО "РГС-Центр" - "Управление по Костромской области", который объединяет 26 страховых отделов и агентств.