Состояние автострахования на рынке Узбекистана и основные направления его совершенствования были обсуждены на семинаре, который прошел 14 декабря в учебном центре страхового бизнеса "Сугурта олами".
Мероприятие было организовано специально для членов Союза автостраховщиков Узбекистана (САУ) в форме дискуссий, что позволило всем участникам высказаться по актуальным вопросам и проблемам, существующим на сегодняшний день в области страхования автотранспортных средств и расчетно-договорных отношений между страховщиками и страхователями.
Выступая по вопросу состояния рынка автострахования в республике, председатель САУ, первый заместитель председателя правления ГАСК "Узагросугурта" Ботиржон ХАМИДОВ отметил, что эта сфера страхования начала развиваться совсем недавно - с 2002 года, когда был принят ряд законодательных актов, предусматривающих меры по дальнейшему развитию процесса либерализации и углубления экономических реформ в сфере страховых услуг, усиления экономических стимулов развития страхового рынка республики.
В настоящее время практически все 11 членов САУ занимаются автострахованием, которое в последнее время становится все более популярным как среди самих страховщиков, так и банков, лизинговых компаний. Всеми членами, по состоянию на 1 октября текущего года, застраховано около 517 тыс. автотраспортных средств, из которых 93 тыс. (18%) - по добровольному страхованию, 424 тыс. (82%) - по страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Касаясь вопроса страхования автомобилей, приобретаемых за счет банковских кредитов, Б.Хамидов сообщил собравшимся, что в 2004 году заводом "УзДЭУавто" выпущено более 70 тыс. машин, из которых почти половина была реализована на внутреннем рынке, в этом году планируется произвести 90-100 тыс. легковых автомобилей, из которых около 51 тыс. будут проданы на внутреннем рынке, тогда как за прошедшие три года по автокредиту было застраховано лишь 20-22 тыс. автомашин.
Внимание участников семинара было обращено также на недостаточное использование и развитие таких маркетинговых инструментов, как реклама и агентская сеть. Стоит отметить, что до настоящего времени лишь две страховые компании транслировали свои рекламные ролики по местному телевидению.
Большой интерес вызвал вопрос, затронутый заместителем директора Главного андеррайтингового агентства НКЭИС "Узбекинвест" Шаигом ГАЗИЕВЫМ, который был связан с порядком составления пакета документов и заключения договоров в автостраховании. Отмечалось, что в этом плане страховщики в своей работе допускают ошибки. Семинар предоставил участникам прекрасную возможность обобщить и принять во внимание опыт коллег в решении возникающих недочетов и ошибок.
По проблемам мошенничества в автостраховании на вопросы участников отвечал заместитель начальника Государственной инспекции по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Узбекистан Мирадыл МИРСАДЫКОВ, который вначале вкратце описал типичные ошибки, допускаемые страховщиками при заключении и исполнении договоров страхования.
В конце семинара состоялся "круглый стол", в ходе которого специалисты и руководители страховых компаний рассмотрели актуальные проблемы автостраховщиков, а также вопросы унификации страховых терминов и стандартных полисов. В рамках "круглого стола" директор сервисного агентства "Узбекинвест Ассистанс" Абдугафур САБИРОВ выступил с презентацией по развитию службы ассистанса в Узбекистане. Участники семинара проявили живой интерес к данному вопросу и готовность к сотрудничеству с ассистанской службой "Узбекинвеста", что позволит им разработать и предложить клиентам такие страховые программы, которые покрывают возможные расходы в связи с наступлением страхового случая. Как отметил А.Сабиров, одним из основных преимуществ сотрудничества отечественных страховых компаний с агентством "Узбекинвест Ассистанс" по сравнению с зарубежными ассистанс-компаниями является возможность совместной работы в едином юридическом, финансовом и информационном пространстве.