Как вывести подчиненного на чистую воду?

  21:39   27-06-2006

Ситуации, когда руководителю необходимо взять на работу идеально подходящего ему сотрудника или защитить интересы компании от нелояльного работника, встречаются сплошь и рядом. Вот тут-то и всплывает слово "провокация". Сегодня арсенал провокационных приемов рекрутеров внушителен. Среди этих приемов есть как относительно безобидные, так и действительно жесткие

Некогда в одной газете журналистов отбирали на работу так. После собеседования кандидату в редактора снисходительно предлагали на первое время работу в отделе писем. Если соискатель соглашался, его не брали. Газете были нужны решительные и уважающие себя руководители. "Нужно четко понимать, что имеется в виду под словом "провокация", - говорит управляющий партнер Компании Корпоративных Тренингов СТС Ярослава Бутенко. - Если 5 лет назад техники нейролингвистического программирования (НЛП) в интервью, перекрестные интервью, центры оценки считались чем-то необычным, даже стрессовым, то сейчас - это нормальная практика. На мой взгляд, запретными в интервью являются не столько провокации, сколько демонстрация агрессивного, неуважительного отношения к кандидату, создания неравных возможностей для соискателей при участии в отборочном процессе".

Один из самых распространенных приемов провокации - театральные паузы. В разгар собеседования рекрутер внезапно замолкает и внимательно смотрит на кандидата. Некоторые очень пугаются и еще раз повторяют сказанное или углубляются в детали. Другая крайность - HR-менеджер начинает переспрашивать по десять раз об одном и том же. При этом делает вид, что вообще ничего не понял из ответа. Кандидат повторяет, а он снова "ничего не понял"… Оказавшись в подобной ситуации, одни теряются и молчат, другие раздражаются и принимают позицию "сам дурак". И то, и другое, естественно, не увеличивает число плюсов соискателя. Еще сегодня в моде прием "нестандартного вопроса". С его помощью рекрутеры выявляют, насколько творчески подходит кандидат к поставленным проблемам и как быстро способен в них разобраться. К примеру, президент крупной западной компании спрашивал программистов, почему крышки канализационных люков делают круглыми.

Метод N 1: Таинственный посетитель

Многие HR-менеджеры пользуются собственными оригинальными наработками. В Компании Корпоративных Тренингов СТС иногда практикуют перефразирование вопроса, чтобы убедиться, что в первый раз кандидат сказал то, что на самом деле соответствовало действительности. А один московский рекрутер показывает соискателям листок с трудными словами вроде "паратрупер", "синергия", "пубертатный период", "тюря" вместе с околесицами собственного сочинения. И просит отметить слова, значения которых знает кандидат. Если соискатель вместе с реальными словами отмечают "новояз" HR-менеджера - доверие к кандидату исчезает, и переговоры на этом заканчиваются.

"В моей практике была ситуация своеобразной провокации с целью определить порядочность партнера, - рассказывает Ярослава Бутенко. - За полчаса до начала семинара, на котором должны были присутствовать представители из разных городов предприятия "А", в учебный центр зашел мужчина, представившийся сотрудником предприятия "В", с просьбой поучаствовать в семинаре инкогнито. Причем, оплатить свое участие он предложил прямо на месте. Я ему отказала: по условиям договора с предприятием "А", на семинаре должны были присутствовать только его представители. Уже после этого "таинственный посетитель" показал бейдж сотрудника предприятия "А". Честно говоря, не могу сказать, что я была очень довольна таким "розыгрышем".

Метод N 2: Шоковая терапия

Можно встретить и более жесткие провокации. Например, уже на второй встрече рекрутер сообщает, что агентство решило проверить соискателя и выяснило некоторые подробности его предыдущей карьеры. Так, скажем, кандидату на должность менеджера по рекламе говорится, что из некоторых источников стало известно, что он занимался "откатами", кандидату на должность финдиректора - что он проходил по делу о хищении в особо крупных размерах, будущему директору по персоналу - о его нестандартной сексуальной ориентации. Если человек сконфузится, то опасения имеют под собой почву.

Бывает, интервьюеры специально переходят на грубый тон, порой даже на мат или задают совсем уж бестактные вопросы. Например, пытаются выудить из соискателя коммерческие тайны компаний, в которых он работал, расспрашивают об интимной жизни, унижают по принципу "Я не понимаю, что вы пытаетесь сказать. Можете ясно излагать?!", искажают смысл сказанного: "А как у вас обстоят дела с делегированием полномочий?" - "Стараюсь делегировать по максимуму". - "Правильно ли я понял, что вы ленивы?".

Шокируя кандидата, рекрутер пытается спрогнозировать, что можно от него ждать в стрессовых ситуациях: проглотит он обиду или даст отпор.

Метод N 3: Детектор лжи

Провокации для работающих сотрудников применяют еще чаще, чем во время собеседования с кандидатами на ту или иную должность. Главный аргумент - компания имеет право защищать себя от нерадивых работников. "Как-то у нас была серия краж личных вещей и денег сотрудников, - рассказывает директор по персоналу одной из киевских компаний. - Подозрение пало на шестерых, но вызывать каждого из них на "ковер", на мой взгляд, не этично: под "раздачу" попали бы невиновные. Поэтому вначале мы решили на видном месте оставить кошелек с деньгами, пропитанными проявляющейся краской. Провокация в данном случае оправдана: если сотрудник позволил себе быть нечестным с компанией, то почему фирма не может играть по его правилам. Однако ловушка с кошельком не решила бы проблему как таковую. Поэтому мы установили сигнализацию и камеры слежения. Сотрудники были предупреждены, и кражи прекратились".

Метод N 4: Проверка на лояльность

Провокации устраивают и для проверки лояльности сотрудников. Например, утром кассиру выдают вместо тысячи гривен 1100. Или экспедитору на складе кладут больше товара, чем положено по документам. И смотрят: вернет - не вернет. С одной стороны, подобные методы не служат на благо создания дружной команды. Но с другой, увы, порой они необходимы.

В торговле, агентствах недвижимости, исследовательских компаниях, частных клиниках и других организациях, где есть возможность "левых" заработков, в последнее время все чаще практикуют прием "таинственный покупатель". "Компания может пострадать даже из-за того, что сотрудник просто нагрубил клиенту, - считает администратор ресторана-паба "Дакота" Елена Подгайная, - не говоря уже о более крупных нарушениях. Но нельзя уволить человека только лишь на основании подозрений. Чтобы прояснить ситуацию, к нему засылают "своего клиента" - друга или знакомого директора, порой даже заказывают консультанта. Однако подобные проверки лучше применять как стандартные контрольные процедуры, о возможности которых должны знать все сотрудники. Но о каждой конкретной провокации их оповещать, конечно, не стоит".

А в борьбе с "откатами" без провокаций вообще не обходятся. В некоторых рекламных агентствах, проверки сотрудников - распространенная практика. К примеру, менеджеру звонят якобы из типографии и предлагают очень выгодные условия и заодно приличное "вознаграждение" за привод клиента.

Метод N 5: Кто кого

Вместе с тем провокаций с целью показать, кто в доме хозяин, или выжить неудобного сотрудника, тоже не счесть. Это и бестактная критика в присутствии посторонних, и регулярное несправедливое распределение благ, и замена оргтехники на раритетную… Но в случае использования такой политики последствия для бизнеса могут быть плачевными. "Для развития компании очень важна сплоченная команда, - считает директор по маркетингу ООО "Квинта" Владимир Панюхно, - где каждый ее игрок переживает за общее дело, живет им".

Не редки и провокации со стороны коллег. Как-то на тренинге один из участников рассказал занятную историю. В первый же день, как он перешел на новую работу, коллега по секрету рассказал ему, что начальник их подразделения - человек весьма опасный. Частенько после работы любит собирать сотрудников на рюмочку "чая". При этом очень внимательно слушает, кто, о чем, про кого говорит. Зачем, спрашивается? А затем, чтобы иметь компромат на каждого и использовать его на планерках. Не прошло и пару дней, как новичка приглашают на посиделки. "Шел я туда с "огромным удовольствием", - рассказывает наш герой. - И вечер провел под лозунгом "фильтруй базар". На вопросы отвечал уклончиво, порой нес полную чушь". В итоге прослыл он человеком неумеренно скрытным, да еще и со странностями. А в компании, как потом выяснилось, ценили людей открытых. Каким и был тот "страшный" начальник, который инициировал корпоративные посиделки. Причина же этой истории выяснилась через некоторое время. Коллега, который рассказывал ужасы про руководство, просто боялся конкуренции.

_________________________________________________

"Лучше мотивировать сотрудника на хорошую работу, а не наказывать за плохую", - считает генеральный директор ООО TOP Consulting Алина Кравченко

"Если во время собеседования на вас упала вешалка, не беспокойтесь, это провокация", - пошутил кто-то из HR-менеджеров. Действительно, в процессе интервью рекрутеры порой пользуются провокационными приемами. Но консультанты советуют: правильных ответов на каверзные вопросы интервьюера не существует. Поэтому лучше оставаться самим собой.

- В каких случаях на собеседовании с персоналом уместно использование провокаций?

- Многие работодатели проверяют соискателя, задавая провокационные вопросы, устраивая каверзные ловушки для них. Как правило, это касается тех работников, которые часто общаются с людьми (продавцов-консультантов, страховых агентов и т.п.). Главная цель таких приемов - проверить конфликтность, стрессоустойчивость, находчивость соискателя, его способность устанавливать контакт.

- К каким провокациям прибегают чаще всего?

- Есть ряд вопросов, которые считаются провокационными. Например, "Какой зарплаты вы заслуживаете? Почему?", "Как долго вы планируете работать в нашей компании?", "Не кажется ли вам, что для вас лучше начинать работать в организации несколько иных масштабов?". В данном случае соискателю важно помнить, что нельзя разрешать себя "вовлечь" в ситуацию, позволять навязывать себе эмоции оппонента. К примеру, если рекрутер начинает повышать голос, его оппонент может автоматически сделать то же самое (так обычно проверяют менеджеров по продажам или принимающих рекламации). Если сотрудник на возмущенные выкрики клиента отвечает тем же, он считается непригодным.

Есть, конечно, и более оригинальные приемы провокаций. В одной компании очень тщательно подбирали личных водителей для руководства. В поездке по городу проверяющий "нечаянно засыпал". Вдруг с его головы слетала кепка, естественно, на улицу. Он "просыпался" и кричал водителю: "тормози!". Если шофер выполнял приказание - оставался без работы, так как тормозил он под знаком "остановка запрещена".

- Некоторые руководители полагают, что провокация - наиболее действенный способ избавиться от неугодного сотрудника. К каким приемам прибегают в этих случаях?

- Администрация компании всегда может создать условия, в которых человеку будет невозможно работать. Можно изводить сотрудника мелочными придирками, препятствовать его работе, подавать необходимую ему информацию не в срок и т.д. Так, в одной компании менеджеру поручили работу, которую не осилили бы и трое. Возражений сотрудника, конечно, не слушали, и он решил, что дело идет к увольнению "за профнепригодность". Менеджер не стал ждать "позора" и ушел сам. Некоторые руководители, когда подозревают, что их ключевые сотрудники собираются искать работу, устраивают подобные провокации. "Подозреваемому" звонят якобы из рекрутингового агентства и приглашают оговорить очень привлекательную позицию. Согласие сотрудника не влечет за собой оргвыводов, но доверие к нему падает.

- Влияют ли такие проверки на климат в коллективе?

- Конечно. Поэтому лучше мотивировать подчиненных на хорошую работу, а не наказывать за плохую. Возможно, негативная атмосфера или атмосфера недоверия вообще заставит уйти весь коллектив.


С начала 2007 года в Харьковской области было выявлено 23 факта нарушения авторских прав на компьютерные программы Microsoft. В рамках антипиратской кампании под эгидой Коалиции по защите прав интеллектуальной собственности, после неоднократных предупреждений руководства ряда предприятий среднего и крупного бизнеса Харьковской области, были инициированы проверки этих предприятий органами внутренних дел на предмет соблюдения действующего законодат...

«Ингосстрах» совершенствует работу своих страховых агентов, оснащая их специальным оборудованием, которое позволяет им в он-лайн режиме передавать информацию о заключенном договоре страхования в общую базу данных «Ингосстраха». Таким образом, ликвидируется разрыв времени, который традиционно существует, между моментом заключения агентом договора страхования и моментом получения страховщиком информации о новом страховом полисе. Устройство представ...

В конце августа 2007 г. Восточная перестраховочная компания завершила проект по переходу на новую операционную систему Windows Vista Bussiness. Проект стартовал 1 июля 2007 года. За 2 месяца ВПК полностью обновила парк программного обеспечения (ПО) головного офиса и шести представительств, установив на всех компьютерах во всех офисах лицензионное программное обеспечение Windows Vista и Office 2007.Параллельно с переводом региональных представител...