Как "штампуют" бизнесменов и финансистов в Украине?

  23:05   27-06-2006

Отечественные бизнес-школы штампуют финансистов широкого профиля. Он был финансистом по своей природе и все связанное с этим трудным искусством схватывал так же, как поэт схватывает тончайшие переживания... Т. Драйзер

Финансист, увековеченный в одноименном романе Теодора Драйзера, с молоком матери впитал знания о том, что такое акции и почему их курс постоянно колеблется. В Украине, семьдесят лет строившей социализм, преемственность профессии «финансовый менеджер» была прервана в двадцатых годах минувшего столетия. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член Методологического совета по бухучету при Минфине РФ Валерий Ковалев полагает, что прикладной анализ вписался в советскую систему экономических знаний однобоко — полноценное управление финансами было заменено планированием и контролем над выполнением планов.

Постсоветские реалии, по мнению Ковалева, заставили бизнесменов-практиков и ученых-теоретиков переосмыслить сущность, роль и значение финансового анализа для предпринимательской деятельности. Причем если во второй половине 90-х годов это переосмысление сводилось, главным образом, к изобретению схем оптимизации бюджетных отчислений, то сейчас наблюдается тенденция дифференциации бухгалтерского и управленческого учета. Предприятия все больше нуждаются в специалистах, способных не просто свести дебет с кредитом, а принять выверенное инвестиционное решение, оценить альтернативные варианты использования ресурсов, финансовую стабильность фирмы, ее контрагентов и т. д.

Финансовый менеджмент, управленческий учет, деловая статистика, инвестиционный менеджмент, банковское дело... Вот далеко не полный перечень дисциплин, предлагаемых отечественными бизнес-школами менеджерам, бухгалтерам, банковским служащим, словом, финансовым аналитикам, стремящимся повысить свою квалификацию. От желающих освоить премудрости финансового ремесла требуется всего ничего — выложить от $3 тыс. до 12 тыс. (в зависимости от выбранной программы обучения) и готовность регулярно грызть гранит науки.

Спрос на знания в сфере финансового управления стабильно растет, и конвейер по выпуску алхимиков-финансистов работает на полную мощность. В Международном институте менеджмента (МИМ) отмечают, что за последние четыре года количество студентов программы управленческого развития «финансы и эккаунтинг» выросло более чем вдвое. В Киево-Могилянской бизнес-школе (KMBS) констатируют огромный интерес представителей регионального бизнеса к финансовым дисциплинам. По оценкам украинских бизнес-школ, тяга к знаниям практикующих финансовых аналитиков объясняется отсутствием у них профильного образования и отрывчатыми знаниями о бизнесе. Как первое, так и второе стопорит их карьерное продвижение.

Универсальный ликбез

Самой финансовой среди бизнес-школ, работающих на отечественном рынке образовательных услуг, считается МИМ. Сильные финансовые программы предлагают также в KMBS, специализирующемся на управлении корпоративными финансами, и в Международном институте бизнеса (МИБе). Впрочем, финансовые продукты отечественных бизнес-школ в большинстве своем универсальны и ориентированы как на производственных финансовых менеджеров, так и на управляющих активами. Не случайно, рекламируя свои услуги, бизнес-школы подчеркивают не столько свою специализацию, сколько философию преподавания. В KMBS, к примеру, внимание бизнесменов акцентируют на принципах финансовой поддержки принятия решений. Тогда как в основе программ МИМа лежит философия функционирования бизнеса как единого целого.

Между тем, в Украине нет ни одной специализированной программы управленческого развития для банкиров. До 2002-го банковская МВА функционировала в МИМе, однако выпустив 206 магистров банковского дела институт отказался от нее в пользу универсальных продуктов, пользующихся большим потребительским спросом. Сейчас, как стало известно Контрактам, ПриватБанк и KMBS работают над созданием специализированного корпоративного университета. Однако учить банкиров в рамках этого проекта будут не финансам, а оптимизации бизнес-процессов и организационной структуры компании.

Ведущие бизнес-школы упаковывают знания по финансовому управлению в одну из трех типичных форм: краткосрочные тематические тренинги, среднесрочные программы управленческого развития, а также программы МВА и Senior Executive MBA. Заметим, что тренинги и семинары (к примеру, управление рисками, финансовый учет по стандартам GAAP/IAS, финансы для нефинансовых менеджеров и т. п.) позволяют бизнесменам углубить свои знания по интересующей их проблематике. Среднесрочные образовательные программы, в свою очередь, позволяют управленцам отточить мастерство в одной из конкретных областей финансовых знаний (скажем, «эккаунтинг и аудит»). Тогда как программы МВА предполагают системное обучение.

Занимательная математика

Управленцы, решившие всерьез постигнуть премудрости финансовых дисциплин, должны быть готовы испытать все муки обучения. Ибо преподаватели вряд ли ограничатся изложением принципов толкования финансовой отчетности или развлекательных историй из жизни украинского бизнеса. Более вероятно, что на скамье обучаемых бизнесменам придется вспомнить (освоить) высшую математику, без базового знания которой бесполезно изучать финансовое прогнозирование, факторный анализ и управление рисками. Наградой за труды, в случае успешного окончания обучения, будет прогрессивный инструментарий риск-менеджмента (САРМ, модели Шарпа и Марковитца, теория опционов и др.), предлагаемый ведущими бизнес-школами.

Впрочем, скучать, всматриваясь в доску, пестреющую формулами, управленцам также не придется. Основной принцип преподавания большинства школ — предельная доступность изложения. В этом я убедилась на собственном опыте, просидев на тренинге в KMBS, целый час (вместо запланированных двадцати минут). Причем в потоке знаний, который лидер школы финансов Михаил Колиснык обрушил на представителей нефинансовых отделов Киевстара, главным открытием для меня был стиль подачи материала — преподаватель запросто и доходчиво проводил аналогии, к примеру, между показателем EBITDA и наполнением плавательного бассейна.

Следующий принцип преподавания финансов — максимальная практичность предлагаемых знаний. В KMBS, по словам Колисныка, студентов не просто знакомят с методикой финансовых расчетов в MS Excel, но и учат трактовать полученные результаты, принимать на их основе грамотные управленческие решения в конкретных ситуациях. В МИМе, как утверждает директор программ МВА Лина Хасан Бек, финансовые дисциплины подразумевают наличие четких ответов на три принципиальных вопроса: 1) где взять деньги, 2) во что их вложить и 3) какую часть прибыли собственники могут взять себе без ущерба для бизнеса.

От исполнения к управлению

К организации финансовых курсов бизнес-школы подходят по-разному. В МИМе обучение студентов начинают с базовых дисциплин (финансовый и управленческий учет) с последующим изложением принципов управления корпоративными финансами, формирования портфеля ценных бумаг и стратегии управления. Закрепить приобретенные знания студенты МИМа могут, выбрав консалтинговый проект и магистерскую работу по финансовой тематике (ознакомиться с финансовыми новинками выпускники программ МВА могут на программе МВА Updates).

По словам Лины Хасан Бек, в финансовых курсах МИМа внимание слушателей акцентируется на проблематике времени и денег, риска и дохода, оценки стоимости ценных бумаг, эффективности инвестиций, теорий ценообразования на рынке капитала. Памятуя о том, что цель любого бизнеса — повышение его стоимости, в МИМе уделяют особое внимание оценке стоимости бизнеса и его подразделений при ликвидации и реструктуризации. Среди финансовых «фишек» школы — курсы FAST (финансовый анализ и торговля ценными бумагами), strategic banking, инвестиционный интернет-менеджмент, международные финансы.

В KMBS обучение слушателей программ МВА предваряет блок «управление собой», включающий курс «персональные финансы». То есть в школе учат, прежде всего, составлению личного баланса, рассказывают о ловушках при кредитовании, знакомят с методами расчета окупаемости обучения. В дальнейшем, в рамках блока «управление организациями», слушатели штудируют финансовый учет, управленческий учет и финансовый менеджмент. Углубиться в дебри инвестиционного менеджмента и международных финансов в KMBS можно лишь в конце обучения, выбрав в рамках программы МВА финансовую специализацию.

Виртуальные спекуляции

Слушатели отечественных бизнес-школ постигают финансовое искусство при помощи лекций и ситуационных задач. Причем в случае с финансами кейсовый подход не является доминирующим в преподавании. Прежде чем решать кейсы и дискутировать по поводу возможных вариантов решения, студентам приходится освоить не один учебник. Так в перечне обязательной литературы KMBS числятся «Основы корпоративных финансов» Росса и Вестерфилда, а также «Управленческий учет» Гаррисона и Норина. Правда, авторы культовых учебников по финансам никогда не читали лекций в Украине.

В то же время кейсы, взятые на вооружение отечественными бизнес-школами (вопреки тому, что украинские компании предпочитают скрывать реальную финансовую отчетность), построены на реальных цифрах. В частности, Михаил Колиснык гордится авторским кейсом «Существует ли страховой полис для развития компании», получившим первый приз на конкурсе Консорциума по усовершенствованию менеджмент-образования в Украине. Кейс Колисныка основан на данных отчетности СК «Универсальная», организационная структура и финансовая система которой не отвечали потребностям роста.

В МИМе с помощью кейсов приближают внешне абстрактные теории управления финансами к украинским реалиям и гордятся уникальными компьютерными симуляциями. В частности, школа обладает эксклюзивным правом на использование обучающей программы FAST (финансовый анализ и торговля ценными бумагами), разработанной американской бизнес-школой Теппера при университете Carnegie Mellon. На базе FAST потенциальные портфельные инвесторы работают в электронной системе внебиржевых торгов и практикуются в формировании портфелей ценных бумаг. «FAST объединяет в себе элементы информатики, математики, финансов и экономики. Посредством программы студенты, оценивая эффективность тех или иных финансовых инструментов, учатся использовать их на современных рынках капиталов», — утверждает Лина Хасан Бек. А совместная разработка школы Теппера и МИМа — программа Strategic Banking — позволяет студентам с должным уровнем знаний в области банковского менеджмента построить свой бизнес в виртуальном пространстве.


С начала 2007 года в Харьковской области было выявлено 23 факта нарушения авторских прав на компьютерные программы Microsoft. В рамках антипиратской кампании под эгидой Коалиции по защите прав интеллектуальной собственности, после неоднократных предупреждений руководства ряда предприятий среднего и крупного бизнеса Харьковской области, были инициированы проверки этих предприятий органами внутренних дел на предмет соблюдения действующего законодат...

«Ингосстрах» совершенствует работу своих страховых агентов, оснащая их специальным оборудованием, которое позволяет им в он-лайн режиме передавать информацию о заключенном договоре страхования в общую базу данных «Ингосстраха». Таким образом, ликвидируется разрыв времени, который традиционно существует, между моментом заключения агентом договора страхования и моментом получения страховщиком информации о новом страховом полисе. Устройство представ...

В конце августа 2007 г. Восточная перестраховочная компания завершила проект по переходу на новую операционную систему Windows Vista Bussiness. Проект стартовал 1 июля 2007 года. За 2 месяца ВПК полностью обновила парк программного обеспечения (ПО) головного офиса и шести представительств, установив на всех компьютерах во всех офисах лицензионное программное обеспечение Windows Vista и Office 2007.Параллельно с переводом региональных представител...