Российское правительство собирается упростить процедуру оформления ДТП для выплат по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
Эти нововведения как раз и помогут российским страховым компаниям приблизиться к введению европейского протокола в стране, которое до сих пор, по мнению страховщиков, тормозило только несовершенное законодательство.
Принятие Думой поправок в закон об ОСАГО планируется в мае этого года, а значит уже летом в России может заработать новая система.
Система расчетов по программе европейского протокола дает право потерпевшему в аварии обратиться за возмещением к своему страховщику. Кроме того, участники мелких ДТП, не дожидаясь приезда сотрудников ГАИ, при условии обоюдного согласия с обстоятельствами происшествия могут покинуть место аварии. В Европе такая система работает уже десять лет.
В декабре прошлого года семь страховых компаний – «АльфаСтрахование», «РЕСО-Гарантия», «Согласие», «Русский мир», «РОСНО», «Ингосстрах», «Россгострах» – создали пул по взаимному урегулированию убытков. Экперимент не удался. Одна из участниц пула – компания РОСНО – перестаралась с рекламной акцией, активно пропагандируя реформу автогражданки, привлекая тем самым клиентскую базу.
Однако, если все пройдет удачно, и в мае поправки в закон об ОСАГО будут внесены, то страховщикам, что называется флаг в руки. Работайте себе по европейскому протоколу, как и мечтали. Однако, к столь скорому изменению привычных процедур в автостраховании не готовы ни сами страховщики, ни автовладельцы, ни даже сотрудники ГАИ.
В России классическая схема получения выплат по ОСАГО выглядит так.
Случилось ДТП. Жертв и пострадавших нет. Вызывают сотрудников ГАИ, которые определяют виновных, составляют протокол. С этими бумажками вы едете в свою страховую компанию, потом в компанию виновника ДТП, которая должна осмотреть машины с помощью независимой экспертизы. Только после того, как страховая компания виновника признает своего клиента виновным в ДТП, она принимает все документы и оформляет выплату.
Но вся эта процедура только на бумаге выглядит коротко, в нескольких предложениях. На самом деле она отнимает у страхователя не менее двух недель. Законом прописано то, что страховщик должен выплатить возмещение ущерба в пятнадцатидневный срок (либо к этому сроку компания должна предоставить мотивированный отказ). Но статистика рынка показывает, что в среднем процедура получения выплаты занимает 21 день.
Так что же все-таки изменит европейский протокол?
Во-первых, если не пострадал никто из людей, то ДТП не будет регистрироваться в Госавтоинспекции (так было до введения автогражданки). Это значит, что водителям не придется стоять в очередях в отделениях ГАИ, а самим гаишникам – выезжать на место происшествия.
И, во-вторых, кардинально поменяется система выплат. Потерпевший будет обращаться за выплатой в свою компанию. Она, как правило, возмещает ущерб, а ей в свою очередь платит страховая компания виновника. В общем, между страховщиками будет этакий взаиморасчет.
«Но поправок в закон об ОСАГО недостаточно, - считает член правления СГ «КапиталЪ» Дмитрий Боткин. - Стоит усовершенствовать Кодекс об административных правонарушениях и Правила дорожного движения». По словам Дмитрия Боткина, к изменениям в нормативно-правовых актах необходимо добавить еще и работу по созданию единых стандартов расчета ущерба, выпустить справочники с ценами на запчасти и ремонтные работы с учетом региональных особенностей и единый реестр экспертов-техников. Кроме того, страховщики опасаются мошеннических действий.
«С одной стороны введение европейского протокола облегчит жизнь не только водителям, но и мошенникам, - считает руководитель проектов ОСАГО Группы «АльфаСтрахование» Денис Макаров. – А с другой стороны – это движение к цивилизованному рынку».
По словам Денисам Макарова, введя систему прямого урегулирования убытков, страховщики столкнутся с множеством проблем. Главная из них – взаимодействие страховых компаний: сейчас нет механизма гарантий возмещения ущерба. «Эту проблему можно, например, решить путем создания единого гарантийного депозита», - считает Макаров.
Глава Федеральной Службы Страхового Надзора Илья Ломакин-Румянцев считает, что даже в таком хорошем деле, как введение европейского протокола не стоит торопиться. «Страховой рынок не сможет, да и не должен так быстро перестроиться на новую систему. Прошлым летом звучала цифра 2-3 года, в течение которых нужно было как следует подготовиться к европейскому протоколу, - говорит Ломакин-Румянцев. – Должны быть созданы единые стандарты оценки имущественного ущерба и вреда здоровью, единый клиринговый центр для расчета между автостраховщиками. И самое важное – рынок должен устояться. Для этого мы собирались предъявлять новые требования к резервам и собственным средствам страховщиков, чтобы на рынке не оставалось финансово неустойчивых компаний. Поэтому переход на совершенно новую систему работы без подготовки приведет к обратному и обесценит саму идею европейского протокола».
Анонс на пятницу 10 февраля 2006г.
День рубрики АНТИКВАРИАТ И КОЛЛЕКЦИЯ: