Неумение говорить "нет" влечет за собой постоянную нехватку времени, которая приводит к хронической усталости и нервному напряжению. На работе люди особенно часто говорят "да" в то время, когда очень хочется ответить: "нет!". По мнению психологов, такое вынужденное "да" способно спровоцировать стрессы, головные боли, беспокойный сон и привести к ряду серьезных проблем со здоровьем.
Марк МакКормак (Mark H. McCormack), основатель и председатель International Management Group, крупнейшего в мире маркетингового агентства в области спорта, предостерегает: "Нельзя отвечать утвердительно на любую просьбу. Пытаясь удовлетворить все пожелания, вы закончите тем, что не будет ни одного человека, довольного вашими действиями, к тому же вы потеряете контроль над своим временем и пространством".
Особенно уязвимыми в этом плане оказываются люди, ответственные и неконфликтные по природе. Очень часто они не умеют отказать любителям перекладывать свою работу на других. Нежелание идти на конфликт заставляет первых соглашаться на любую просьбу, поступившую в их адрес. И окружающие начинают рассматривать их с точки зрения своих корыстных побуждений.
В итоге происходит следующее:
Поэтому необходимо научится вежливо, но твердо отказываться от выполнения чужих обязанностей и просьб.
Не стоит бояться подорвать таким образом командный дух в коллективе, вызвать гнев начальника или поссориться с близкими.
Психологи советуют: если вы чувствуете себя некомфортно, говоря "нет", спросите себя: достаточно ли у меня сил и способностей для выполнения этого поручения? И если у вас нет уверенности в том, что это удастся, ответ должен быть один - "нет". Следующие вопросы: есть ли у меня на это время? Хочу ли я этим заниматься? Здоровый эгоизм в данном случае не помеха, особенно если это касается ваших усилий и времени. Отказ в просьбе еще не означает, что вы обижаете кого-то. После ответа на все приведенные вопросы произнести "нет" наверняка станет намного легче.
Есть несколько способов отказа, в зависимости от ситуации нужно выбрать подходящий:
1. Четкое и прямое "нет" - в том случае, если отказ не требует никаких объяснений или оправданий.
2. Обоснованное "нет" - когда нужно кратко пояснить причину отказа, не углубляясь в детали.
3. "Нет, но …" - если предложение при других обстоятельствах вполне может быть принято.
4. "Нет, информации недостаточно!" - в том случае, если нужна дополнительная информация для принятия решения.
5. Множественное "нет" - когда навязчивые люди пытаются что-то уговорить, нужно отвечать им "нет" ровно столько раз, сколько они будут спрашивать.
Если отказы даются особенно тяжело, можно потренироваться перед зеркалом: повторяйте "нет" до тех пор, пока это слово не станет звучать естественно. Ведь "нет" не должно произноситься виноватым тоном и не должно звучать грубо (если, конечно, у человека нет желания "нахамить" - он просто сообщает свое решение). Необходимо научиться говорить спокойно, но твердо - чтобы не возникали попытки уговорить еще раз.
И еще один важный момент: объяснять причину своего отказа вовсе не обязательно (если дело не касается непосредственного руководителя). И на вопрос-требование коллег или близких "Почему ты не хочешь это сделать?" можно резонно ответить "А почему, собственно, я должен это делать?" Если человек ничего не обещал, то и делать ничего не обязан.
Если отказывать приходится руководителю, объяснений не избежать. В такой ситуации стоит подготовиться к беседе заранее и воспользоваться советами Светланы Чумаковой, профессионального сертифицированного коуча (PCC), директора Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса:
1. Поймите, к чему вы стремитесь - это поможет выстроить стратегию разговора.
2. "Отрегулируйте" свое внутреннее состояние. Если визит к руководителю вызывает сильную тревогу, постарайтесь забыть на это время, что перед вами начальник и увидеть в нем человека. Помогите ему посмотреть на проблему вашими глазами.
3. Отделите требования и аргументы руководителя от его личности и "спорьте своими аргументами с его". Говорите НЕТ просьбе, указанию, а не личности. Вы можете повернуть его идею слабым местом, а не уничтожать ее начисто.
4. На встрече с руководителем будьте экспертом-профессионалом. У вас на руках должны быть нужные расчеты, изложенные на бумаге, различные варианты решений, четкие аргументы, но НЕ ЭМОЦИИ.
5. Если вы все-таки получили отказ, поймите и признайте, что он дан не вам лично, а вашему предложению. Осознание этого обязательно смягчит неприятный осадок.
И не стоит забывать самое главное: по-настоящему вежливый и грамотный отказ предполагает не разрыв отношений, а, напротив, их укрепление. Ответ "нет" означает лишь несогласие что-либо выполнять, а не личное отношение к тому или иному человеку. А подлинным уважением и авторитетом пользуются именно те люди, которые уважают себя, свое время и силы.