В российском КАСКО нашли "дыры"

  16:15   03-08-2007

Авария – штука крайне неприятная. Она вдвойне неприятна, если произошла с новым автомобилем. И совсем ужасна ситуация, если по окончании всех разбирательств владелец застрахованного по полной программе авто-каско автомобиля не получает от своей страховой компании ни копейки компенсации.

В такую ситуацию в последнее время все чаще попадают хозяева новых, купленных в кредит машин. Причина чрезвычайно прозаична. Оказывается, программы авто-каско российских страховых компаний не всегда подразумевают безоговорочную выплату страхового возмещения.

В обстановке кредитного бума на авторынке, банки из кожи вон лезут стараясь привлечь новых клиентов все более и более заманчивыми предложениями. Уже не редкость выдача ссуд на покупку машин под минимальные проценты и даже по так называемым "нулевым программам", когда кредит предоставляется либо полностью на всю сумму покупки (без первоначального взноса), либо с нулевой процентной ставкой.


Однако риски самих страховых компаний в этих случаях ни капельки не уменьшаются, а иногда даже и увеличиваются. Чтобы их как-то минимизировать, некоторые банки заставляют владельцев новых автомобилей страховать приобретенные транспортные средства через дочерние или дружественные страховые компании по совершенно невыгодным условиям.

Самое удивительное и самое трагичное во всей этой истории то, что страховые компании действуют строго в рамках действующего законодательства. При этом предлагаемые ими для заключения договора в значительной степени ущемляют интересы кредитуемых автовладельцев.

Вот, например, страховой договор компании "Авангард-Гарант", подразумевающий вроде бы полный пакет страхования авто-каско по рискам "ущерб" и "хищение". В разделе 3 правил страхования транспортных средств – "Страховой случай. Объем страховой ответственности", которые являются составной частью договора, среди прочих событий, не являющихся страховыми случаями, кроме вполне понятных: террористический акт, ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и т. д. указан и такой, весьма интересный нюанс:

"3.3 Согласно настоящим Правилам не являются Страховыми случаями:

3.3.12 события, произошедшие в связи с нарушением Страхователем (Водителем) Правил дорожного движения…"

И какой тогда смысл во всем этом страховании, если сразу же отсекается львиная доля причин, вследствие которых могло произойти ДТП?

Правильно, никакого смысла нет. И тем более обидно получать такую "облегченную версию" страхования авто-каско, что платить за нее часто приходится как за полноценную. То есть, выходит, заплатил и забыл про потраченные денежки?

Ситуацию комментирует адвокат Московской областной коллегии адвокатов, Сергей Сафронов:

"Проблема заключается в том, что формально суть страхования авто-каско подробно не прописана ни в Правилах страхования ТС ни в каких-либо других нормативных актах и потому каждая страховая компания трактует его так, как ей вздумается. Приведенный пример еще довольно приемлем. Водитель может сказать, что автомобиль получил повреждения в его (владельца) отсутствие - пока машина, скажем, была припаркована на улице - и получить хоть какую-то компенсацию. Известны прецеденты, когда и подобные недоразумения некоторые страховые компании исключают из списка страховых случаев, обещая при этом все то же полноценное авто-каско.

Чтобы избежать подобных неприятных сюрпризов советую всем, кто хочет застраховать свое новоприобретенное транспортное средство внимательней читать договор. Как правило, все возможные ограничения по страховым случаям, указываются страховщиками далеко не в первых пунктах документа. Утомленный тяжелым языком договора и мало понятными терминами, такими как "франшиза", "аддендум", "абандон" и прочими, выгодоприобретатель очень быстро теряет смысл прочитываемого и после уверения менеджера, что это типовой документ подмахивает его, лишь бегло просмотрев. Вот этого как раз делать ни в коем случае нельзя. Еще раз повторюсь – внимательно читайте то, что собираетесь подписать! Здесь нет мало значимых или особо значимых разделов или пунктов. Важно все! Только после того как вы всесторонне изучите договор и поймете все детали - только после этого ставьте внизу свой автограф".

Добавим, что никто: ни автосалон, ни банк не имеют права заставлять вас страховать приобретаемый (даже в кредит) автомобиль в определенной страховой компании. Закон о защите прав потребителей запрещает кому-либо навязывать покупателю услуги.

Прежде чем связать себя обязательствами с какой-либо компанией, поближе познакомьтесь с предлагаемыми ею условиями. Это убережет вас от покупки "авто-каско light version" за полную сумму.


Страховщики намерены повысить тарифы ОСАГО минимум на 20%. Об этом представители рынка заявили на конференции "ОСАГО: тарификация и регулирование".Если тарифы не будут повышены, то рынок "автогражданки" может "обанкротиться" уже в 2008 году: по состоянию на 1 июля 2007 года нижняя граница годового коэффициента убыточности для участников рынка ОСАГО составила 66%, а верхняя - 76%.Основными причинами убыточности явл...

Правительство РФ обнародовало Постановление от 21.06. 2007 г. N 389 «О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05. 2003 г. № 263.В приложении № 1 к указанным Правилам пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания: "Количество страховых случаев по предыдущему договору обязательного страхования владельцев данного ТС___...

Компания, сотрудник которой явился виновником ДТП, обязана оплатить ущерб в рамках ОСАГО. К такому выводу пришли судьи ФАС СЗО в постановлении от 26 февраля 2007 г. N А56-20857/03.Водитель трамвая, принадлежащего ГУП "Горэлектротранс", явился виновником ДТП, в котором пострадал автомобиль аудиторской компании. Ущерб составил 69 954 рубля 81 копейку и был взыскан с ГУП "Горэлектротранс" в рамках договора ОСАГО. Однако трамвайное депо платить о...