КАСКОнкуренция - страховые платежи украинских страховщиков по каско за 2005 г. оцениваются приблизительно в $60 млн.

  23:05   27-06-2006

Объем страховых премий по КАСКО за 2005 год оценивается приблизительно в $60 млн - что для ряда компаний означает рост более чем наполовину. Основу роста рынка составили средства физических лиц - прежде всего за счет резкого расширения рынка автокредитования, а также введения обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСГПО). В то же время с приходом на украинский рынок иностранных страховых компаний резко усилилась конкуренция. По прогнозам страховщиков, эта тенденция сохранится и в наступившем году, в результате чего уже к 2007 году основная часть рынка КАСКО может сконцентрироваться в руках пяти страховых компаний.

Сила - она в банках

Формально на рынке КАСКО работают практически все страховые компании, однако уже сейчас его львиная доля приходится на первую десятку. По оценкам экспертов, по сравнению с 2004 годом в прошлом году некоторые компании собрали на 50% больше страховых премий. "По нашим подсчетам, общий объем рынка составил около 60 миллионов долларов",- заявила Ъ заместитель директора киевского филиала СК "Аска" Анжелика Евстратько.
По словам директора транспортного страхования СК "Европейский страховой альянс" Дмитрия Довгаленко, несмотря на то, что до сих пор значительная часть рынка КАСКО формируется за счет клиентов-предприятий, в прошлом году резко начала расти доля физических лиц. Одним из важнейших стимулов к развитию рынка стало принятие в 2005 году закона об ОСГПО. "Многие, кто раньше не сталкивался с автогражданкой, думали, что правительство заставляет людей страховать авто,- рассказал Ъ господин Довгаленко.- Когда же мы объясняли, что страхуется не автомобиль, а ответственность, у клиентов сразу же возникал вопрос, можно ли застраховать автомобиль".
Интерес страхователей также стимулировался благодаря продажам автомобилей в кредит - поскольку банк требует обязательного страхования залога. Поэтому новые страховые компании стараются использовать банки как "стартовые площадки". "Компании, которые только выходят на рынок, пытаются сразу наладить контакт с банками, чтобы привлечь клиентуру на старте,- рассказал Дмитрий Довгаленко.- Эта практика сохранится в 2006 году".
При этом, по словам Анжелики Евстратько, в прошлом году банки практически перестали ограничивать выбор заемщика одной-двумя связанными с банком компаниями. "Банки понимают, что грамотные клиенты предъявляют все большие требования и к страховой компании, задействованной в кредитной схеме. Человек хочет быть уверен, что получит деньги на ремонт машины, ведь риски большие,- сказала госпожа Евстратько.- Поэтому банки отказываются от кэптивных схем и привлекают партнеров со всего рынка". В частности, по ее словам, от такой практики стали отказываться Укрсоцбанк (связан со страховой компанией "Оранта"), банки "Аваль" ("Эталон"), "Мрия" и другие. А в итоге, как отметил начальник управления автострахования СК "Инкомстрах" Александр Стешенко, компании, строившие свой бизнес при банке, не всегда выдерживают конкуренцию с другими страховщиками.

Русские страхи

Развитию конкуренции на рынке КАСКО способствовал выход новых игроков - крупных российских страховых компаний РОСНО и "Росгосстрах". "Эти компании очень сильны в России, и у них есть интересные программы. Их выход может серьезно изменить картину украинского рынка,- говорит Анжелика Евстратько.- Хотя у россиян нет широкой сети представительств, они смогут сразу добиться широкой представленности в автосалонах и банках - и клиенты к ним придут сами".
Впрочем, уже представленных на рынке украинских страховщиков не стоит полностью сбрасывать со счетов - тем более что в состав акционеров ряда из них недавно вошли иностранные инвесторы. Например, участники рынка говорят о серьезных амбициях компаний "ИНГО Украина" (ранее называлась "Остра-Киев") - также за счет российских инвестиций, и "ПЗУ Украина" (с 2004 года в составе акционеров польские инвесторы, однако значительно расширять присутствие на рынке КАСКО компания начала лишь в 2005 году). "ПЗУ Украина, когда их купили поляки, прошли аккредитацию практически во всех банках",- говорит Александр Стешенко.

Позволение с Запада

Резкое усиление конкуренции привело даже к кратковременному падению цен на украинском рынке КАСКО. "С 2001 года происходил постоянный рост цен,- сказал Ъ Дмитрий Довгаленко,- а к середине 2005 года цены вдруг на какое-то время снизились". Участники рынка связывают это с демпинговой политикой новых игроков. "Иностранцы решили агрессивно выйти на рынок и работают по демпинговым тарифам. В ПЗУ падают цены, чего раньше не наблюдалось, у ИНГО Украина - тоже,- говорит Дмитрий Довгаленко.- Также и новые компании, которые не могут развиваться за счет имени и качества услуг, привлекают низким тарифом. Только я не знаю, как они могут с такими тарифами формировать свои резервы? Ведь это убыточный вид страхования". По словам Анжелики Евстратько, хотя в своей стране российские компании предлагают КАСКО под 6-8%, на Украине они продают эту страховку под 3-4%. Подобную точку зрения разделяет и Александр Стешенко: "РОСНО Украина и ПЗУ Украина демпингуют, но я не знаю, на что они рассчитывают. Может, поляки и могут себе это позволить, но они страхуют любого и под любой тариф".
Генеральный директор компании "РОСНО-Украина" Константин Бергман признал в беседе с Ъ, что ему доводилось "побивать конкурентов в ценовой борьбе" - однако от обвинения в демпинге отказался, сославшись на "другие возможности компании". "Выигрывает та компания, у которой есть не только красивое предложение, - пояснил господин Бергман. - Материнская компания Allianz, ведущий страховщик в Европе, позволяет нам иметь на западном рынке очень хорошие и дешевые емкости перестрахования".

Битва за убытки

В итоге большинство компаний столкнулось с проблемой рентабельности - тем более что с ростом конкуренции всегда растут и затраты на привлечение клиентов. Как рассказал господин Довгаленко, к концу 2005 года цены у ряда страховщиков опять начали расти. "После того как компании посчитали убытки, им пришлось несколько увеличить расценки",- сказал он. По словам Александра Стешенко, его компания в 2005 году также пересмотрела свою тарифную политику - хотя и смогла избежать общего повышения цен на полисы КАСКО. "Наши тарифы будут колебаться в зависимости от марки автомобиля, ведь стоимость услуг на станциях техобслуживания для разных марок существенно отличается",- заявил господин Стешенко.
И все равно для большинства компаний КАСКО остается убыточным видом страхования. "Компания, которая считает убытки, знает, что за год в аварию попадает в среднем каждая третья машина,- пояснила Ъ Анжелика Евстратько.- Этот бизнес практически неприбылен для компаний, честно платящих страховку. Для нас КАСКО остается инструментом привлечения клиента и повышения имиджа компании". "Убыточность доходит до 70-80 процентов по страховым портфелям,- говорит Дмитрий Довгаленко.- Есть компании, у которых 90 процентов портфеля состоит из КАСКО, и говорить об их финансовой устойчивости вообще опасно, ведь авто - самое рисковое имущество".

Страховка, бесплатная во всех отношениях

В итоге украинские компании сами признают, что не способны полноценно конкурировать с новыми продуктами и технологиями страховщиков с иностранным капиталом. "Новые продукты, например, нулевая франшиза, ведут к переделу рынка. Ведь мы понимаем, что КАСКО дешевым быть не может, особенно в городах-миллионниках,- говорит Анжелика Евстратько.- Потому конкурировать стало очень сложно". Кроме того, по ее словам, страховщики с иностранным капиталом не сокращают темпов и уже выходят с новыми программами, например, предлагают бесплатную страховку автомобилей, приобретаемых в кредит. "Хотя каждый из нас понимает, что чудес на свете не бывает - просто расходы по КАСКО и по кредиту будут вложены в цену авто или цену кредита",- объяснила госпожа Евстратько. По мнению госпожи Евстратько, распространение на рынке нулевой франшизы может обернуться для страховщиков еще большими убытками. "Кроме того, что машины бьются очень часто, для клиента франшиза - это дисциплинарное понятие, превентивная мера, чтобы он не бегал в компанию за каждыми 20 гривнами,- говорит она.- А нулевой франшизой заинтересуются как раз люди, небрежно относящиеся к своему имуществу".
Единственным путем, по ее словам, остаются попытки "спрятать" франшизу. "Многие компании начинают предлагать виртуально нулевую франшизу,- сказала Анжелика Евстратько.- Ее указывают в рекламе, а в сам договор клиент не вчитывается, и лишь потом выясняется, что, например, нулевая франшиза установлена только по мелким убыткам, а если они составляют более пяти процентов от стоимости авто, то франшиза уже достигает трех процентов".
Признаются страховщики и в наличии в договорах других "подводных камней", способных обернуться для клиента и полной невыплатой страхового возмещения. "Бывает, что компания устанавливает свою схему расчета износа автомобиля (в отличие от существующей методики Минюста.-Ъ),- говорит Дмитрий Довгаленко.- Так, одна компания посчитала, что износ машины, купленной год назад, составляет 35 процентов, хотя каждый автомобилист знает, что машина за первый год теряет лишь 15-20 процентов стоимости". Еще один путь "отсечения" выплат - ограничение территории покрытия страховки и внесение в договор нескольких вариантов франшизы в зависимости от типа ущерба. "Обычно в договорах КАСКО франшиза по угону прописывается отдельно и составляет от пяти до пятнадцати процентов. В других случаях - от нуля до пяти процентов",- сказал господин Довгаленко.
"Люди хотят купить дешевую программу с самыми лучшими условиями,- говорит Анжелика Евстратько.- А страховой продукт за семь процентов от стоимости авто готовы приобрести очень немногие, хотя хорошую страховку можно купить только за эту цену. Все, что дешевле,- с ограничениями в выплатах". Тем не менее госпожа Евстратько отметила, что компании все чаще сталкиваются с тем, что клиенты "голосуют рублем" за качественный сервис. "Клиенты постоянно перетекают из компании в компанию. Если компания не выплатила страховое возмещение или выплатила, но не вовремя, потребитель уходит в другую - иногда меняя страховщиков по несколько раз",- сказала она.

Выживут не все

Эксперты прогнозируют снижение темпов роста рынка. "Думаю, что рост рынка КАСКО в 2006 году составит порядка 20 процентов",- сказала Анжелика Евстратько. При этом господин Довгаленко считает, что дальнейшее сокращение цены страховки по КАСКО будет незначительным: "Несмотря на то что существует демпинг, цена на страховку по рынку вряд ли сильно изменится. Любой товар, любая услуга стоят определенных денег".
Главной же тенденцией должно стать окончательное вытеснение с рынка мелких игроков. "Думаю, что в числе лидеров по КАСКО будут ИНГО Украина, ПЗУ Украина, Аска и Оранта,- полагает Дмитрий Довгаленко.- Если только иностранные инвесторы не решат развивать другие, менее убыточные виды страхования". Тем не менее процесс вытеснения вряд ли будет мгновенным. "Компании, которые раньше работали с банками, могут потерять значительную часть своей прибыли - ее заберут другие,- уверен Александр Стешенко.- Но во всяком случае ликвидация бывших кэптивных страховых компаний вряд ли произойдет в 2006 году". По мнению заместителя председателя наблюдательного совета страховой компании "Кредо-Классик" Владимира Симончука, уже к 2007 году украинский рынок КАСКО могут захватить пять крупнейших страховщиков. "К следующему году будут прослеживаться те же тенденции, что и в Польше, России,- рынок все больше и больше будет поглощаться крупными компаниями,- сказал он.- Можно провести аналогию с обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности. Точно так же будет и с КАСКО".


Страховщики намерены повысить тарифы ОСАГО минимум на 20%. Об этом представители рынка заявили на конференции "ОСАГО: тарификация и регулирование".Если тарифы не будут повышены, то рынок "автогражданки" может "обанкротиться" уже в 2008 году: по состоянию на 1 июля 2007 года нижняя граница годового коэффициента убыточности для участников рынка ОСАГО составила 66%, а верхняя - 76%.Основными причинами убыточности явл...

Правительство РФ обнародовало Постановление от 21.06. 2007 г. N 389 «О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05. 2003 г. № 263.В приложении № 1 к указанным Правилам пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания: "Количество страховых случаев по предыдущему договору обязательного страхования владельцев данного ТС___...

Компания, сотрудник которой явился виновником ДТП, обязана оплатить ущерб в рамках ОСАГО. К такому выводу пришли судьи ФАС СЗО в постановлении от 26 февраля 2007 г. N А56-20857/03.Водитель трамвая, принадлежащего ГУП "Горэлектротранс", явился виновником ДТП, в котором пострадал автомобиль аудиторской компании. Ущерб составил 69 954 рубля 81 копейку и был взыскан с ГУП "Горэлектротранс" в рамках договора ОСАГО. Однако трамвайное депо платить о...